Когда работаешь на стыке дисциплин, тех дисциплин, которые все про человека, невольно сталкиваешься с границами, вернее их стёртостью или вовсе отсутствием . И потом уже непонятно, где медицина, где педагогика, психология… Я — дефектолог-олигофренопедагог, несколько лет работала по специальности (и до сих пор работаю), пока окончательно не пришла к выводу, что родители «моих» детей нуждаются в помощи иногда гораздо больше, чем сами. И тогда я ещё поучилась… Я стала кризисным психологом, а запас бережных механизмов помощи пополнился многократно. Но «мне ещё и петь охота» — решила я… И тогда я ещё поучилась.., живописи (рисовала, к слову сказать, с детства) у прекрасного Ленинградского художника, прямо в её студии.
Рисование, лепка, моделирование и пр. — безумно увлекательные занятия, и они ещё больше обогатили мои возможности работы и с детьми, и со взрослыми. Но всё равно чего-то не хватало — знаний теории и практик в арт-терапии. И тогда я ещё поучилась… И стала сертифицированным арт-терапевтом. Я рассматриваю это направление психотерапии как самое наглядное, действенное и экологичное. То, чем в классическом психоанализе или когнитивной терапии занимаются многими месяцами, мы решаем гораздо быстрее и, разумеется, нагляднее. Всё очень индивидуально.
Но есть важное общее:
Менялась и моя судьба. Или не менялась, а всегда была такой, только как это увидеть! Когда-то она, судьба, свела меня с замечательным Аркадием Кузнецовым, ставшим моим другом и коллегой.
Совместно мы разработали и даже опробовали замечательный механизм воздействия на бессознательное — трансовую живопись. Многие замашут руками и скажут, дескать, какое же это новое, давно оно всё известно и как только не называлось (не буду перечислять). Но основная суть нашего метода в том, что воздействие (релаксация или бережная стимуляция) дуально, процесс творения запускается в режиме транса, а в транс мы погружаем под завораживающий бархатный голос доктора Кузнецова.
Арт-терапия применима в самых разных жизненных ситуациях и работает с самыми разными, в том числе тяжёлыми, психологическими состояниями. Для арт-терапии нет границ возраста, времени, расстояния или навыков, и у нас не работает «я не умею рисовать», «с детства не играл с песком». Все всё умеют, просто в процессе жизни немного забыли. Кроме того, результат не оценивается, он нужен только как отражение внутреннего состояния человека, а значит, не бывает красиво или некрасиво. Бывает только полезно!
И вот что получается иногда!
Автор: Наталья Николаева (арт-терапевт, нейропсихолог)
Написать комментарий
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш email не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.